На основании статьи 19 «Образование инвалидов» Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации": органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.
Организация деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте РФ определена Письмом Минобрнауки РФ от 30.09.2009 № 06-1254. В соответствии с этими законодательными нормами при наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.
Количество часов в неделю в рамках домашнего обучения по общей программе предполагает следующее:
- для 1 - 4 классов — 10 уроков в неделю;
- для 5 - 8 классов — 12 уроков в неделю;
- для 9 классов — 13 уроков в неделю.
Домашнее обучение детей может осуществляться при помощи дистанционного обучения, которое предполагает обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать работу с детьми — инвалидами, которые в силу физиологических особенностей не могут посетить образовательное учреждение.
Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителями:
- желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем;
- для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах);
- при наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Организация образовательного процесса для каждого обучающегося, нуждающегося в домашнем обучении:
- включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяется индивидуально.
- Во время домашнего обучения школа обязана:
- предоставить детям, обучающимся в условиях домашнего обучения, на время обучения бесплатные учебники, методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
- условия для промежуточной и итоговой аттестации;
- документ государственного образца о соответствующем образовании.
Когда ребенок переведен на домашнее обучение, он проходит образовательную программу при помощи педагогов школы, определённых руководителем образовательного учреждения, которые должны с ним заниматься.
Если ребенок проходит основную общеобразовательную программу, находясь на домашнем обучении:
- то он, так же, как и его сверстники в школе, изучает предметы, пишет контрольные и самостоятельные работы, тестирования;
- длительность урока при обучении на дому может составлять не 45 минут, а меньше.
Порядок оформления перевода ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья
Шаг 1. Получить медицинскую справку о необходимости перевода ребенка на домашнее обучение
- Чтобы получить разрешение на домашнее обучение ребенка по состоянию здоровья, необходимо предоставить заключение медицинской комиссии из поликлиники, к которой приписан ребёнок.
- Для получения справки нужно: обратиться к участковому врачу. Он выдаст направления на анализы, а также к другим врачам-специалистам для постановки диагноза; далее лечащий врач выносит заключение о рекомендации перехода на домашнее обучение.
- Со справками, результатами анализов (или с медкартой ребёнка) и заключением необходимо: обратиться к заместителю главного врача по клинико-экспертной работе в поликлинике, отдать документы и получить решение комиссии в назначенное время.
- В справке о необходимости перевода ребенка на домашнее обучение должны быть 3 подписи: врача, который выдал документ, лечащего и главного врача поликлиники, и круглая печать поликлиники.
- Данная справка действительна 1 год.
Шаг 2. Собрать комплект документов.
- Если в школе предусмотрена возможность перевода на домашнее обучение, то нужно предоставить следующие документы: справку о переходе на домашнее обучение, которую получили в поликлинике; заявление на имя директора школы.
Шаг 3. Составить индивидуальный график и подписать договор со школой.
- В графике должны быть отображены: предметы и количество их часов; также расписание, какие и в какие дни будут приходить преподаватели к на дом, чтобы проводить занятия и график аттестаций, по которым будет видна успеваемость ребёнка.
- При домашнем образовании услуги преподавателей бесплатны, также школьник получает право пользоваться школьной учебной литературой. Во время составления индивидуального графика домашнего обучения, необходимо учитывать, что для преподавателей — это дополнительная нагрузка и не каждый учитель сможет приходить к ребенку на дом в самое удобное для вас время.
- Помимо индивидуального графика домашнего обучения: между родителями и школой должен быть заключён договор на домашнее обучение, в котором указываются права и обязанности всех сторон (школы, родителя и ребёнка, как учащегося) и указываются сроки контрольных аттестаций.
Шаг 4. Получить журнал учёта проведённых занятий.
- На основе индивидуального графика школа должна выдать личный журнал учёта проведённых занятий.
- В него должны заноситься данные по обучению ребёнка. Журнал должен полностью соответствовать заявленному плану домашнего обучения.
- Приходящие преподаватели заполняют журнал, указывая пройденные темы, полученные оценки и заданное домашнее задание.
Шаг 5. Получить аттестат.
- На домашнем обучении ребёнок остаётся приписан к школе на время обучения. В зависимости от сложности заболевания, ребёнок может периодически посещать школу и общие уроки, также приходить на контрольные, промежуточные и итоговые аттестации. Всю эту информацию родители должны будут согласовывать, составляя индивидуальный график.
- Таким образом, при сдаче ОГЭ, ребёнок вместе со своим классом сдаёт экзамены в установленное время и месте. В этом случае ребёнок получает аттестат стандартного образца. В случае, если заболевание не позволяет ребёнку покинуть дом или место лечения, школа берёт на себя организацию проведения итоговых аттестаций. Экзамены могут быть проведены дома, либо перенесены в связи с ухудшением состояния здоровья ребёнка.
- Если ребёнок учится на домашнем обучении по индивидуальному графику или осваивает не полную программу, в таком случае школа также организует аттестации, согласно плану домашнего обучения ребёнка. В итоговом аттестате будут прописаны предметы, которые усвоил ребёнок.